Использование
цветовых ощущений при игре на гитаре
Назначение предлагаемой системы – использование цветного грифа.
Шестая
струна
1-й лад 3-й лад 5-й лад 7-й лад
Описание
системы
Цветовой диапазон равномерно распределен по квинтовому кругу (соседним звукам квинтового круга присвоены соседние цвета). Главные ступени располагаются в «нейтральном» зелёном цветовом диапазоне (фисташковый, зелёный, салатовый). Тонике присвоен «чистый» зелёный цвет. Наименования ступеней звукоряда условны.
T – тоника,
D – доминанта, S – субдоминанта
М2 – малая секунда, Б2 – большая секунда,
М3 – малая терция, Б3 – большая терция,
М6 – малая секста, Б6 – большая секста
М7 – малая септима, Б7 – большая септима
тт – тритон
Минорные терции главных ступеней располагаются в «холодном» синем диапазоне (синий, голубой, бирюзовый), мажорные терции главных ступеней – в «тёплом» красном диапазоне (оранжевый, красный, пурпурный).
При игре предлагается руководствоваться
следующими цветовыми зависимостями, основанными на составе натуральных
(греческих) ладов:
Весь последующий материал поясняет и иллюстрирует вышеприведенную схему
Натуральные
диатонические лады
А) В хроматическом ряду:
Б) На квинтовом круге:
Если немного изменить последнюю схему, то будет наглядно проиллюстрировано количество натуральных диатонических ладов, в которых встречается соответствующая ступень*:
*Тритон обозначен дважды
Теперь охарактеризуем ступени по признаку
присутствия в мажорных и минорных ладах:
Диаграмма
присутствия ступеней в 3-х натуральных мажорных ладах
Диаграмма
присутствия ступеней в 4-х натуральных минорных ладах
Накладываем друг на друга две выше приведенные диаграммы и получаем следующее:
Собственно с этого мы и начали:
Примеры
звуковых рядов в цветовой интерпретации
Хроматический
ряд
Терцовая вертикаль
Натуральный мажор
Мажорная пентатоника
Натуральный минор
Минорная пентатоника